Хохлома

Ложки режутся, а чашки, миски нужной формы точатся на токарном станке. Белые, некрашеные изделия проходят длительную и сложную обработку, прежде чем станут сияющими, расписными — хохломскими.

Хохлома

Каждое изделие, например ложку, сначала просушивают, а затем она проходит несколько последовательных операций: «вапление» — покрытие жидкой глиной—«вапой»; «вгонку» — пропитывание льняным маспом; четырехкратное покрытие олифой. (Каждая из этих операций, как и дальнейшие, требует последующей термической обработки.)

За смазкой опифой следует процесс «лужения» — натирание пожки порошком алюминия. Порошок пристает к липкой, пропитанной маслом поверхности изделия. Оно становится серебристым, блестящим, готовым к росписи. Художник росчерком кисти наносит узор. Роспись делается масляными красками. Расписанную ложку натирают четыре раза олифой и два раза лаком. После лакировки и предварительной просушки ее кладут в печь для «закапки». Под влиянием температуры 100—200 градусов лак темнеет, становится желтовато-коричневым, а серебристый порошок, просвечивая под слоем лака, приобретает золотистый блеск.

Основу народной, декоративной хохломской росписи составляют мотивы растительного орнамента: «травки», ветки, цветы, ягоды. Иногда встречаются птички. Все это берется из жизни. Народный мастер никогда не утрачивает драгоценного дара большого художника — таланта удивляться окружающим миром.

Хохломской художник наносит свою роспись без предварительного рисунка. Свободный прием росписи, гибкость и плавность движения кисти с разнообразным нажимом создает всегда новый, то более широкий, то более тонкий, мазок. Поэтому хохломская роспись необычайно живописна и декоративна. В ее колористической гамме преобладает ритмическое чередование золота, красной киновари с черной сажей. Но вводятся и другие цвета.

Народные мастера Хохломы знают несколько приемов художественной росписи. В одном случае по золотому фону пишется красочный узор. Это «верховое», или «травное письмо». Быстрыми и точными мазками в строгой последовательности наводятся стебли, затем цветы или ягоды, пишутся листочки и легкая травка. Узор читается как темное на светлом.

Читайте также:  Люстра из деревянных планок

Другой прием росписи — «фоновое письмо» — технически более сложный и более трудоемкий. На нашем рисунке показана последовательность росписи пожки «под фон». На блестящую металлическую поверхность тонкой кистью наносится контур рисунка цветка. Затем «отписывают» фон, то есть закрашивают краской весь фон, оставляя лишь блеск рисунка. Далее наступает «разживка». Блестящий силуэт цветка обогащается дополнительной красочной прорисовкой. Последней пишется травка по окрашенному фону. Орнамент создается ярким сочетанием золотого рисунка с красочным фоном поверхности изделия.

Истоки хохпомской росписи восходят к монументальной живописи Поволжья XVII века, в которой особенно ярко выражены растительные, «травные» орнаменты, навеянные красотой русской природы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: