Как имитировать слоновую кость

 Издавна слоновая кость ценилась в качестве материала для изготовления всевозможных художественных изделий. Однако это материал дорогой и редкий, поэтому также издавна предпринимались попытки сделать искусственную слоновую кость. При этом получаемому материалу старались придать не только внешний вид слоновой кости, но и обеспечить ему соответствующие механические свойства. Для этого было нужно с известной долей приближения повторить его структуру. Здесь мы не будем касаться строения зубов (а бивни слона — это чрезмерно развитые зубы), скажем только, что зубы — своеобразный композиционный материал, одни компоненты которого придают ему твердость, а другие воспринимают растягивающие и сжимающие нагрузки. Такое же строение стремятся придать и самодельной слоновой кости.

 

Конечно там, где не требуется высоких механических качеств материала-заменителя, достаточно соблюсти его внешнее сходство с природным оригиналом, что позволяет упростить технологию его изготовления. Так что, выбирая тот или иной способ получения материала, имитирующего слоновую кость, обычно исходят из предполагаемых условий его эксплуатации. Отметим, что во всех рассматриваемых ниже случаях речь идет об имитации неокрашенной слоной кости — белой или слегка желтоватой. Если же возникает желание иметь окрашенную «кость», его нетрудно реализовать, добавив в еще жидкую поделочную массу краситель соответствующей природы (практически для всех указанных составов подойдут анилиновые красители).

А теперь перейдем к конкретным практическим рекомендациям, позволяющим изготовить «слоновую кость» в домашних условиях. Добавлю, что все предложенные ниже рецепты применялись для подделки слоной кости примерно век назад, когда производство пластмасс только начало развиваться.

 

Рецепт №1. Одну часть белого шеллака (природная смола животного происхождения, вырабатываемая насекомыми — паковыми червеца-ми) растворяют в четырех частях 14%-го водного раствора аммиака при непрерывном перемешивании в плотно закрытом сосуде (здесь понадобится механическая мешалка» однако можно обойтись и без нее, обеспечив перемешивание компонентов простым встряхиванием сосуда). Температуру внутри сосуда поддерживают в интервале 35…40°С. Процесс растворения занимает около 5 ч. К концу этого срока образуется сиропообразный раствор, к которому добавляют пять частей сухих цинковых белил. Смесь самым тщательным образом перемешивают и растирают до получения совершенно однородной массы. Последнюю несильно прогревают до полного исчезновения запаха аммиака, а затем подсушивают на воздухе, выпожив на стеклянную пластину. Подсушенную (но не сухую) массу формуют.

Читайте также:  Шахматный поднос

Можно поступить и иначе — тщательно высушить смесь, измельчить ее в порошок и из порошка прессовать изделия (при давлении 16 атм и температуре 125…130°С). Качество изделий в этом случае будет выше, но обеспечить нужный режим прессования в домашних условиях не так просто. Также отмечу, что состав компонентов здесь и ниже приводится в частях (по массе).

Рецепт №2. Приготовьте смесь из 20 частей буры, 10 частей поташа, 38 частей литопона (минеральная краска на основе сульфида цинка и сульфата бария) и 6 частей асбеста. Сплавьте все компоненты, добавьте в расплав 9 частей сухих цинковых белил и, сохраняя массу жидкой, перемешивайте до достижения однородности, после чего разлейте в формы, предварительно смазанные изнутри маслом.

Рецепт №3. Мелко нарезанную белую бумагу в течение нескольких часов разваривают в воде, растирают, отцеживают и, разложив тонким слоем, сушат на воздухе под натянутой марлей. Получается легкая пушистая бумажная масса. Замешивая ее на воде, готовят однородную не очень густую волокнистую кашу.

Одновременно приготавливают два раствора, причем для одного из них распускают в питре горячей воды 100 г столярного клея светлых сортов, после чего процеживают раствор через ткань, а для другого в литре воды растворяют 50 г алюмокалие-вых квасцов. Далее в большой посудине смешивают 8 частей бумажной каши, 3 части теплого клеевого раствора и 8 частей тоже теплой воды. Сюда же всыпают 10 частей чистого без комков алебастра и перемешивают смесь, пока она не станет совершенно однородной. После этого прибавляют 8 частей теплого раствора квасцов и вновь все перемешивают.

Смазав металлические формы маслом, выливают в них образовавшуюся массу и дают ей загустеть. Затем покрывают формы полотном и прессуют их содержимое. Отжимаемая вода свободно проходит через ткань, в то время как остальные компоненты прессуемого материала задерживаются в форме.

Читайте также:  Осеннее тепло

 

Спустя 20…25 минут по окончании прессования берут киянку, выбивают отливки из форм и быстро отмывают их в горячей воде от масла. Затем изделия высушивают и опускают в разогретую бесцветную мастику для натирки полов, чтобы поверхность материала хорошо пропиталась этим составом. После такой обработки следует сушка. Когда «кость» высохнет, берут мягкую щетку или шерстяную тряпочку и полируют поверхность материала с порошком гипса, пока она не приобретет характерный блеск.

Поделочная масса, получаемая по данному способу, по внешнему виду очень похожа на слойовую кость, но годится только для изготовления различного рода украшений и инкрустации.

Рецепт №4. Пожалуй, один из самых качественных материалов, имитирующих слоновую кость, — неолейкорит. Его легко обтачивать на токарном станке, фрезеровать, сверлить, пилить. Сочетание доступности сырья и большое внешнее сходство полученного материала со слоновой костью делает этот рецепт наиболее привлекательным из всех рецептов, которые приведены в этой статье.

Смешайте 100 частей фенола, 185 частей 40%-го формалина, 75 частей 40%-го раствора едкого натра и 38 частей 50%-й молочной кислоты. Поместите смесь в стеклянную колбу или в другой сосуд, устойчивый к воздействию кислот и щелочей, и поставьте смесь на водяную баню. Закройте сосуд пробкой с установленным в ней обратным холодильником (если нужно сконденсировать пары и вернуть их в зону реакции, применяют обратные холодильники — с восходящим потоком воды; когда же проводят отгонку или перегонку, используют прямые «нисходящие» холодильники). Схема установки приведена на рис. 1. Смесь нагревают в течение 3 ч при температуре 60…70°С.

 

Образовавшуюся в процесс варки массу обезвоживают под вакуумом, продолжая подогревать ее на водной бане. Вакуум получают с помощью водоструйного вакуум-насоса (рис. 2). Часа через полтора после начала обезвоживания в сосуд добавляют 38 частей 50%-й молочной кислоты, после чего вновь подключают к нему вакуум-насос.

Читайте также:  Люблю делать коробки в подарок

 

Когда содержимое сосуда станет вязким и на его поверхности появятся большие пузыри, смесь, не охлаждая, переливают в формы, а те помещают в сосуд с чистым минеральным маслом. Этот сосуд ставят в песчаную баню с электрическим подогревом и нагревают смесь в течение трех суток, постепенно доводя температуру от 75°С до 100°С.

К концу указанного срока затвердевшая масса легко отделяется от стенок форм (полученное изделие можно подвергать механической обработке).

 

Рецепт №5. Растворите в 20 частях теплой воды 4 части желатина, внесите в раствор 4 части гашеной извести, 10 частей каолина и 2 части сухих свинцовых белил, тщательно все перемешайте. Полученную массу заливают в металлические формы и прессуют. Вынутые из форм отливки сушат и лакируют.

 

Рецепт №6. Измельченный сухой столярный клей светлых сортов всы-

пают в сосуд с раствором сульфата или ацетата алюминия (одна часть соли на четыре части воды) и оставляют набухать. Разбухший клей подсушивают и прессуют. Полученную массу режут и обтачивают, как кость.

 

Журнал «Сделай сам» №3-04г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: