Натюрморт на фотобумаге

В архиве Общества французских фотографов хранится позитив, полученный без применения фотоаппарата. Сделан он сто семьдесят лет назад традиционным для того времени способом: на лист хлорсеребря-ной бумаги помещали несколько листков деревьев и на них направляли луч света.

Натюрморт на фотобумаге

Далее бумагу проявляли в растворе йодистого калия, и на ней становились видны точные копии листьев с ажурными, будто кружевными, краями, с просвечивающимися прожилками. Конечно, тогда практического применения этот способ не имел.

 

И только в середине 20-х годов нашего столетия художники слали рассматривать фотограмму как особый вид искусства — своеобразный способ рисования на фотобумаге с помощью света и тени.

Известный советский кинооператор С.Урусееский вспоминал: «Особенно мне запомнились занятия, которые проводились с нами, студентами, в институте. В полностью затемненной комнате (при красном свете) лектор клал на стол лист белой бумаги и освещал его сбоку лампой. Между источником света и бумагой обычно ставили предметы, которые отбрасывали тень на бумагу. Заменив потом простую бумагу на фотобумагу, он засвечивал ее и проявлял. Получалась своеобразная композиция из теней и предметов».

Принцип получения фотограмм сохранился до наших дней — последовательное засвечивание не закрытой предметами части фотобумаги. Но сказать так — значит, утверждать, что рисунок получается лишь от прикосновения карандаша к бумаге. Очень многое, если не все, зависит от вкуса,

фантазии, чувства композиции того, кто желает заняться фотограммой.

На фото -Тюльпаны- используется последовательное смещение веточки тюльпана. В работе «Мимозы- сначала экспонировалась ветка мимозы, но при этом получился слишком большой контраст между фоном и цветами. Изображение выглядело несколько грубовато. Чтобы смягчить рисунок, после экспонирования цветы убирались, а на лист фотобумаги клалась легкая полупрозрачная ткань, которая создавала эффект ъ\апн. смягчающей контраст. Кроме того, цветы как бы приобрели структуру самой ткани. Снимок «Папоротник- сделан по-другому. Он имеет не негативное, а позитивное изображение, то есть после того, как был сделан снимок папоротника уже описанным спобом, промытый и высушенный отпечаток (он являлся в данном случае негативом) контактным способом перепечатывался на новом листе фотобумаги.

Читайте также:  Кружевная картина

Снимок «Натюрморт2 выполнен с помощью тех же приемов, что и первые два. с той лишь разницей, что после двойной экспозиции цветов на лист светочувствительной бумаги были положены стакан и блюдце, которые экспонировались дополнительно.

Вы уже. наверное, обратили внимание на то, что описанная технология получения фотограмм целиком и полностью осуществляется в черно-белых тонах, а значит, на черно-белой бумаге с применением традиционных, проявителей и закрепителей.

Наверное, куда более впечатляющими выглядели бы фотограммы, полученные на цветной фотобумаге. И это действительно так. Вот только сам процесс проявления, требующий сложных реактивов, отпугивает многих. Но есть ряд художников, которые широко используют получение цветных фотограмм, хотя правильнее было бы их называть химиограммами. Здесь для создания изображения художник вмешивается в сам фотохимический процесс или же вручную наносит химикаты на бумагу. И тогда мы говорим, что таким способом живопись соединяется с фотографией.

Журнал «Левша» №4-97г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: