Сани

 Вы видели когда-нибудь, чтобы сани спускались с горы, выписывая на большой скорости головокружительные виражи, объезжая препятствия.

 

Наверняка нет, потому что ни у нас в стране, ни за рубежом пока нет такого вида спорта (бобслей не в счет: у него ледяной желоб и трасса определена). И только любители включают опыт и технику лыжников-слаломистов и сноубордистов в свои конструкции.

 

Сегодня мы расскажем об одном из вариантов таких разработок. Итак, этот спортивный снаряд предназначен для катания с гор в зимнее время года и способен на большой скорости менять направление трассы, огибать препятствия и тормозить.

Спортсмен сидит в удобном кресле, ноги упираются в подножку, в руках — рычаги управления. Рядом с подножкой — педаль электронного тормоза.

Благодаря низкому расположению центра тяжести появилась возможность сузить ширину общей опоры саней, отказавшись от двух традиционных полозов в пользу широкой лыжи, как у сноуборда. Кроме того, соосно с ней установлена управляющая лыжа.

Итак, сани опираются на две лыжи, расположенные друг за другом, одна из них управляющая.

Теперь подробно остановимся на конструкции (см. рис. 1). Сани имеют угловую раму, один конец которой шарнирно закреплен на передней лыже. На другом конце рамы находится поворотная втулка. Управляющая лыжа шарнирно соединена со штангой, которая находится в подшипниках скольжения поворотной втулки. На штанге закреплена поворотная планка.

В середине рамы расположен кронштейн для крепления сиденья и оси рычагов управления.

Конструкцию сиденья рассматривать подробно не стоит. Скажем только, что и сиденье, и его спинка должны быть жестко скреплены.

Рычаги управления состоят из втулок с закрепленными на одном конце рукоятками, а на другом — поводками управления. Усилия при повороте рукоятки передаются поводками, через тяги шарнирно соединенными с поворотной планкой на штанге и далее на управляющую лыжу. Рычаги управления одинаковы по конструкции, но исполнены зеркально относительно друг друга.

Читайте также:  Узоры из перьев

 

На рисунках показаны только основные размеры и конструктивные особенности некоторых узлов, выполненных из стальных труб с применением газо- или электросварки. Конечно же, такие сани можно сделать и из других профилированных материалов, не применяя сварку, но тогда придется изменить конструкции некоторых узлов. Вариантов может быть много, но описать их в одной статье невозможно. Поэтому остановимся на представленных рисунках и познакомимся с узлами подробнее.

Рама изготавливается из стальной трубы (лучше тонкостенной) диаметром 28…32 мм. Колено легче согнуть на слесарном трубогибе под углом примерно 135°, но можно и сварить их из двух отдельных отрезков. Трубчатый фрагмент рамы обрежьте по размерам после изготовления угла, затем просверлите три отверстия для крепления осей кронштейна лыжи, подножек и рычагов управления. После этого подготовьте место (ложбинку) для поворотной втулки. Когда отверстия будут готовы и поворотная втулка вырезана по размеру, вставьте все оси, прихватите одной-двумя точками сварки, проверьте их вертикальность угольником и приварите начисто к трубе рамы. Затем, также сваркой, закрепите поворотную втулку. Далее изготовьте рычаги управления из более тонких труб с внутренним диаметром 10 мм. Рукоятки рычагов сгибать под углом лучше попарно, то есть по две сразу, скрепив их с двух концов технологическими скобами. Отрезать их по размеру тоже лучше вместе. После этого освободите технологические скобы л приварите к рукояткам заранее вырезанные втулки и поводки из листовой стали толщиной 3 — 4 мм.

 

Поворотную штангу изготовьте из трубы диаметром 22 мм, приварите опорное кольцо, поворотную планку и ось шарнира управляющей лыжи. Поворотная планка, скобы лыж, детали тормоза, скобы ограничителей угла установки лыж и кронштейн для крепления сиденья изготовьте из листовой стали толщиной 2,5 — 3 мм.

Читайте также:  Лошадка

Лыжи проще всего сделать из фанеры толщиной 10 — 12 мм, их загнутые концы сделайте из листовой стали толщиной 1 1,5 мм, как показано на чертеже, и установите их сквозными винтами Мб с головками «впотай». Для улучшения скольжения на рабочую поверхность лыжи приклейте линолеум. По бортам лыж закрепите шурупами алюминиевые бортики. Деревянную поверхность лыжи пропитайте олифой и покройте несколькими слоями масляной краски. На рукоятки наденьте велосипедные резиновые наконечники руля. Подножки лучше изготовить из блочного текстолита или гетинакса, закрепите и законтрите их согласно чертежу гайками М10.                                                                                                                                                     Ю. Антонов

Журнал «Левша» №11-02г.                                                                                                                                                                                                                                                        

Читайте также:  Мишень своими руками

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: