Гравирование

 Гравирование одно из древнейших искусств. Находки археологов показывают, что первые высокохудожественные изображения были выгравированы первобытными мастерами на камне как минимум 23 тысячи лет назад.

 Гравирование

Украшенные гравировкой клинки, вырезанные из кости и дерева фигурки, ювелирные изделия стали предметами гордости лучших мировых коллекций произведений искусства.

 

В технологии граверного мастерства различают плоскостное (двухмерное) и обронное (трехмерное) гравирование. Приемы плоскостного гравирования наиболее широко распространены в художественной обработке металлов, дерева, кости, пластмасс. Причем плоскостным гравированием украшают не только плоские, но и объемные изделия. С помощью этого приема исполняются также и шрифтовые надписи.

Обронное гравирование — это способ, при котором создается рельеф и даже объемная скульптура. При этом различают позитивное (выпуклое), когда рисунок рельефа выше фона, и негативное (углубленное) гравирование, когда рисунок режется внутри фона.

Техника обронного гравирования значительно сложнее плоскостного, так как приходится снимать гораздо большую массу материала с заготовки. В связи с этим, кроме ручных инструментов, используют специальные гравировальные машины.

Чаще всего обронное гравирование используют для изготовления различных пресс-форм и штампов, чтобы тиражировать серии художественных изделий. Поэтому сегодня мы большее внимание уделим приемам плоскостного гравирования.

Инструментами для гравирования служат изготовленные из высококачественной инструментальной стали резцы -штихели. Различают следующие основные типы штихелей.

Шпицштихель — остроконечный резец — это наиболее часто употребляемый штихель. Его боковые грани слегка выпуклые, ширина спинки, как правило, составляет 1…4 мм, угол схождения боковых поверхностей варьируется (рис. 2 а, б). Шпицштихелем выполняют большинство граверных операции — оконтурива-ние рисунка, написание шрифтов и т.д.

Мессерштихель — ножевой резец (рис. 2 в) — в поперечном сечении имеет форму остроугольного треугольника. Им выполняют тонкие линии большой глубины. На полоске шириной 1 мм мессер-штихелем можно провести до 10 линий.

Читайте также:  Подставка для украшений

Фасетштихель — фасочный резец (рис. 2 г). Его боковые грани параллельны, а режущие плоскости сходятся под углом 100°. Ширина спинки колеблется от 1,5 до 3 мм. Фасетштихе-лем проводят относительно широкие неглубокие линии.

Юстирштихель — котировочный резец (рис. 2 д). Его боковые поверхности выгнуты и образуют в поперечном сечении овал. Применяется главным образом при изготовлении ювелирных изделий, точнее, для подгонки оправы камня.

 

Фляхштихель — плоский резец (рис. 2 е, ж). Полотно этого резца параллельно его спинке и может быть как шире ее, так и уже. Ширина режущей кромки составляет 0,2…5 мм. Флях-штихелем наносятся широкие и плоские линии. Ювелиры используют этот инструмент также для чистовой обработки изделий.

Болштихель — полукруглый резец (рис. 2 з, и). Полотно этого штихеля полукруглое и, как и у фляхштихеля, может быть уже или шире спинки. Ширина полотна составляет 0,1…5 мм. Болштихелем режут шрифтовые надписи и применяют для чистовой обработки изделий.

Фаденштихель —  нитяной резец (рис. 2 к). Вдоль полотна этого штихеля проходит множество продольных желобков, образующих острые выступы. При гравировке эти выступы оставляют на поверхности изделия параллельные штрихи, придающие изделию декоративный вид.

В домашних условиях штихели можно изготовить на наждачном круге из надфилей. Общая длина инструмента колеблется от 100 до 130 мм. Штихель вставляется в короткую деревянную ручку грибовидной формы, обрезанную для удобства с нижней стороны. Поскольку в процессе эксплуатации при заточке инструмент укорачивается, его ручку можно заменить более длинной с тем расчетом, чтобы общая длина штихеля оставалась удобной для работы.

Заточку и правку инструмента рассмотрим на примере шпицштихеля (рис. 3). На шлифовальном круге со стороны спинки выбирают продолговатый аншлиф (заточку), а нижнее ребро полого подтачивают вверх. При этом нижний кант с острыми углами притупляется. На образовавшемся у вершины штихеля основании затачивают боковые задние грани штихеля, которые идут до аншлифа спинки и затачиваются шире к вершине.

Читайте также:  Очечник

На передней грани штихеля, между режущей кромкой и аншлифом, образуется площадка (носок). Она должна быть как можно меньше, чтобы не загораживать место реза. Угол наклона ее к режущей кромке составляет от 30 до 60°.

Окончательно поверхность площадки доводится на оселке. Для этого штихель равномерно водят по оселку вперед и назад до получения абсолютно плоской и гладкой поверхности. Режущие плоскости полируют затем на шлифовальной бумаге сначала круговыми, а затем поперечными движениями.

Если ваш инструмент для гравирования готов, можно приступать к подготовке рисунка и материала. Рисунок для перевода на металл выполняется на бумаге в натуральную величину. При этом тональные или теневые переходы даются штрихом или точками. После выполнения рисунка необходимо подготовить гравируемую поверхность — сделать ее чистой, ровной и гладкой с помощью крупной и мелкой шкурки и пемзы. Подготовленная поверхность должна быть матовой, а не блестящей, так как лишний блеск будет мешать работе.

Чтобы перенести ваш рисунок на металл, поверхность пластины или изделия покрывается тонким слоем белой акварели (можно использовать и жидко разведенную белую гуашь). После того как краска высохнет, рисунок переносится через копировальную бумагу тонко отточенным твердым карандашом. Полученный рисунок покрывается спиртовым или нитролаком для того, чтобы не стерся при работе.

Далее полученную заготовку необходимо закрепить. Листовые пластины и мелкие изделия крепятся к доске, превосходящей их по размерам. Для небольших заготовок лучше использовать временный клей, например, разогретую канифоль. Большие пластины прибивают по краю гвоздями к доске. Объемные изделия крепят в зажимном устройстве, например, в струбцине.

Подготовительные работы завершены. Берем в руки штихель. При работе инструмент держат в кулаке так, чтобы его рукоятка упиралась в ладонь, а большой и указательный пальцы поддерживали штихель в рабочем положении. При этом локоть находится на весу, и опорой для руки служит только большой палец, который в то же время является как бы тормозом, ограничивая проскальзывание штихеля вперед. Указательный палец регулирует силу нажима на ребро штихеля и направляет его по линиям рисунка.

Читайте также:  Способы соединения проводов из сплавов высокого сопротивления

Штихель всегда ведут только по прямой линии справа налево при работе правой рукой или слева направо, если вы — левша. Проталкивают штихель вперед небольшими участками. При гравировании кривых линий и закруглений поворачивают не штихель, а заготовку, ведя ее навстречу резцу.

Конечно, прежде чем вы получите красивую художественную работу, придется потренироваться. Только опытным путем можно почувствовать штихель, ощутить силу нажима, подобрать оптимальный угол режущей кромки к материалу. Следует учесть, что чем мягче обрабатываемый материал, тем меньший делается угол резания. Для дерева, например, он составляет 45°, а для стали может достигать 60 — 65°.

Для упражнений в гравировании лучше всего использовать медные или латунные пластины толщиной 1,5…2 мм. Начинать лучше с проведения прямых линий, добиваясь одинаковой толщины на всем протяжении реза. Затем попробуйте провести волнистые и закругленные линии. С помощью шпицштихеля можно получать блестящие полосы, если наложить его наклонно и провести линию одной режущей кромкой.

В завершение скажем, что для плоскостного гравирования пригодны почти все металлы и многие неметаллические материалы (дерево, пластмассы, кость, мягкие породы камня, янтарь). Из металлов и сплавов лучше всего поддаются гравированию медь, латунь, некоторые стали. Хорошо гравируется бронза, цинк, никелевые сплавы.

А.ЗАВАДСКИХ

Журнал «Левша» №11-06г.

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: