Змей особого назначения

 Книгу рекордов Гиннесса вы, возможно, не попадете, но завести друзей в другом городе сможете, потому что планер, который мы предлагаем собрать, способен, если поймает хороший поток воздуха, пролететь десятки километров. Нужно только не забыть прикрепить в нему перед запуском бирку с вашим адресом, чтобы тот, кто его найдет, мог с вами связаться.

Змей особого назначения

 

Буксировщик планера — простой плоский прямоугольный «русский змей». Средние размеры его паруса (полотна) — 600 на 400 мм. Допустимы и другие размеры, важно лишь сохранить соотношение 6 к 4.

Возьмите две рейки длиной 740 мм и сечением от 6×6 до 8×8. Если нет реек нужной длины, их можно срастить «на ус» (см. рис. 4). Длина уса примерно в 5…7 раз больше ширины рейки. Так, при сечении рейки 6×6 ус должен быть 30…40 мм. На место контакта реек нанесите клей ПВА и обмотайте нитками в один слой на всю длину соединения.

Крестовину выпилите из фанеры и соедините с рейками. Для этого найдите на рейках середину, отложите от нее в обе стороны по 36 мм и поставьте метки. Отмеченные места промажьте клеем и приложите к ним крестовину. Для надежности советуем лучи крестовины и рейку обмотать нитками. То же проделайте со второй рейкой.

Просверлите 4 отверстия в рейках 00,5 мм, как показано на рисунке 2, через полученные отверстия пропустите нитку или леску и сделайте бандаж, скрепляющий рейки с крестовиной.

Каркас змея покрасьте нитрокраской или аэрозольной автоэмалью в хорошо проветриваемом помещении, соблюдая меры пожарной безопасности.

Для паруса можно использовать пленку для цветов, солнцезащитную пленку. Подойдет и калька. Но лучше всего лавсановая пленка для моделей.

Развертка паруса показана на рисунке 3. Размечать и вырезать его нужно очень аккуратно. При использовании прозрачных пленок такую разметку проще произвести по прорисовке на листе ватмана.

К лежащему на столе парусу сверху приложите каркас. Загибая припуск паруса вокруг каркаса, приклейте его скотчем. Начинать лучше с коротких сторон. Натяжки паруса не требуется.

Далее заклейте центр паруса, где крестовина, скотчем 40×40 мм. В центре паруса и в рейке под ним сделайте шилом отверстие Ø1 мм на глубину 2 — 3 мм. В это отверстие вверните шуруп так, чтобы его головка немного выступала.

 

 

Для изготовления хвоста (см. рис. 1, поз. 6) возьмите нитку длиной 500 мм, концы ее вставьте в отверстия реек паруса и завяжите. Узлы промажьте клеем ПВА. Если будете использовать леску, лучше применить двойные узлы с клеем «Момент».

Читайте также:  Валя Валентина №1 (254) 2011

Для изготовления уздечки (рис. 1, поз. 5) возьмите 2 нитки: одну длиной 400 мм, другую — 760 мм. Концы длинной нитки, пропустив через отверстия, привяжите к рейкам, а к ее середине привяжите конец короткой нитки. Второй же конец короткой нитки привяжите к шурупу. К месту соединения ниток привяжите еще одну нить длиной около 100 мм с кольцом (см. рис. 1), к которому будете крепить леер. Кольцо можно взять от ключей, Ø10…20 мм.

Узел промажьте клеем ПВА.

 

Остается изготовить хвост, стабилизирующий полет змея. Загните один конец ленты для изготовления кармана. Длина загибаемой части должна быть 100 мм. Края кармана можно прошить, но, поскольку лента капроновая, лучше их сварить паяльником. Противоположный конец ленты на длине 50 мм сверните в жгут и привяжите к нему нитку длиной 100… 150 мм. Другой конец этой нитки привяжите к середине нити хвоста (рис. 1, поз. 6). Все узлы промажьте клеем.

 

После сборки воздушного змея приступайте к его пробному запуску. Делается это при помощи леера — прочной нити, лески или шпагата. Выбор леера зависит от размеров змея, так как его вес может существенно сказаться на высоте подъема. Хорошо зарекомендовала себя леска, ее можно приобрести вместе с катушкой в магазинах для рыбалки. Катушка удобна для сматывания и хранения леера после запусков.

 

 

Лучше всего запускать воздушный змей где-нибудь в поле, вдали от деревьев и линий электропередачи, в сухую погоду и при небольшом ветре. Если вы запускаете его в одиночку, то поставьте его передней плоскостью против ветра и отойдите — также против ветра — метров на 10, постепенно раскручивая леер. Затем, подтягивая змея на себя, пробегите небольшое расстояние против ветра. При хорошем ветре и правильной регулировке змей быстро поднимется вверх.

 

Вдвоем запускать змея легче. Один держит его над головой против ветра, а другой с леером уходит метров на 50. По сигналу запускающего змей отпускают. Если при подъеме змей качается из стороны в сторону или вращается вокруг леера, утяжелите его хвост, удлинив ленту или добавив в карман груз.

Читайте также:  Вазочки из камней

 

При подъеме змея на высоту леер плавно отпускайте на всю длину. При внезапном порыве ветра леер нужно немного отпускать, а при затихании — подтянуть его к себе.

 

Если змей летает хорошо, переходите к изготовлению специального «почтальона», который доставит планер на высоту. «Почтальон» надевается на леер и поднимается вместе с планером. Он с разгона ударяется в упор, стержень сдвигается и открывает замок. Со штыря замка срывается планер, а освободившийся от нагрузки «почтальон» скатывается вниз по лееру.

 

Конструкция «почтальона» показана на рисунке 7. Он состоит из корпуса 1, запора 2 и скобы 3. Начать его изготовление лучше с запора (рис. 2). Мягкую железную или медную проволоку Ø1… 1,5 мм и длиной 100 мм согните согласно рисунку 6, выдерживая указанные размеры, при помощи круглогубцев или пассатижей. Круглое ушко Ø5 мм выполните после установки в корпус.

 

Для корпуса (деталь 1, рис. 7, 8) возьмите деревянный брусок 30x20x10 мм и вырежьте в нем паз 5 мм. Сверление отверстий под запор необходимо выполнить по чертежам с точностью до 0,1 мм.

Скобы (деталь 3, рис. 7, 8) изготовьте из скрепки, откусив пассатижами нужный отрезок, либо согните из проволоки Ø0,8…1 мм. Отверстия под скобы просверлите на глубину 3…4 мм, забейте в них заранее заготовленные скобы (см. рис. 7, 8) и заклейте клеем «Момент».

 

Вставьте запор, согните ушко и проверьте работу замка. Переместите ушко запора до корпуса, при этом положении проволока, появляющаяся в пазу корпуса, должна полностью исчезать в отверстии, иначе не произойдет сброс груза. Если этого не случилось, подпилите проволоку напильником. Запор должен перемещаться с небольшим усилием.

 

В качестве упора можно применить винт, две шайбы и гайку. Леер зажимается между шайбами.

Работу «почтальона» можно проверить, не запуская змей. После его подстройки приступайте к изготовлению планера.

 

Начните с фюзеляжа. Он состоит из нескольких слоев ватмана или тонкого картона. Переведите через копирку контуры фюзеляжа со страниц журнала на ватман и сделайте четыре заготовки. Затем склейте их между собой. Сушить «бутерброд» нужно под грузом на ровной поверхности, подложив под него целлофановый пакет, чтобы не приклеился к столу. Проверьте, не сместились ли заготовки относительно друг друга под действием груза, при необходимости поправьте их, пока клей не высох, и оставьте до полного высыхания примерно на сутки.

Читайте также:  Украшаем дом цветами

 

Теперь о крыле. Оно состоит из двух половинок (на чертеже показана только одна из них). После того как их вырезали, проведите скрепкой по линиям сгиба (см. рис. 9) для более легкой и точной формовки полосок. Склейку консоли крыла начинайте с задней кромки. Согните полоски согласно рисунку 9. Полоса с надписью «клей 1» должна совпадать с полосой с надписью «клей 2». Нанесите минимальное количество резинового клея на обе полосы и склейте их, чтобы получить профиль, изображенный на рисунках 9А и 9Б. Чтобы полоски были ровными, прижимать склейку лучше линейкой.

Отогните полоску «клей 4» и совместите ее с полосой «клей 3», намажьте резиновым клеем и склейте. Точно так же изготовьте вторую консоль. Такая обработка передней и задней кромок позволяет сделать крылья жестче.

 

Далее вырежьте из картона стабилизатор (рис. 10). Согните его посередине до угла 100° (рис. 11). Острым ножом сделайте прорезь в корпусе по разметке и просверлите отверстие в передней части корпуса под стержень. Вставьте стабилизатор в прорезь и намажьте клеем ПВА. Дайте высохнуть клею.

 

Отрежьте от стержня шариковой ручки трубочку длиной 3…4 мм и вклейте ее в корпус клеем «Момент». Консоли крыла прикрепите к корпусу с помощью зубочисток, вставив их в отверстия, проделанные шилом или гвоздем, промажьте их клеем ПВА. Наденьте половинки крыла и промажьте клеем ПВА места стыковки консолей с корпусом. Закрепите модель для полной просушки клея так, чтобы консоли отклонялись вверх. Покрасьте модель краской из баллончика.

Для правильного полета модель нужно отбалансировать так, чтобы ее центр тяжести находился на отметке корпуса 5 мм.

 

Запуск производят с поднятой руки, под небольшим углом вниз. Если модель кабрирует (совершает волнообразные движения), необходимо приклеить в носовой части корпуса груз или отклонить задние кромки стабилизатора вниз. Если она пикирует — можно уменьшить груз спереди, приклеить груз в задней части корпуса или отклонить задние кромки стабилизатора вверх. После внесенных изменений модель должна планировать, то есть медленно снижаться. Если модель отрегулирована правильно, можно приступать к запускам на воздушном змее. Для установки планера в «почтальон» воздушного змея в корпус уже вклеена трубочка.

 

С. КОНДРАТЬЕВ

Журнал «Левша» №7-07г.

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Поделки дома
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: