Свойства некоторых пород древесины
Сосна. Ель
Сосна. Ель. По текстуре древесины ель и сосну неспециалисту трудно отличить друг от друга, особенно в выдержанном изделии. Очень сходны и свойства этих пород дерева в резьбе.
Из отличительных черт сосны и ели можно указать на следующие. Свежеобструганная древесина ели ярко-светлая (сосна темнее, охристее), контрастность годичных колец ее выражена менее четко.
От времени ель темнеет медленнее, чем сосна, но тон их все равно постепенно выравнивается. Древесина сосны пахнет смолой, а запах еловой древесины напоминает ее хвою.
В текстуре ели выражена отчетливо прямослойность, она легко колется. В продольном разрезе ели видны мелкие, изолированные, как бы вставленные, отторженные от остальной древесины сучочки; они даже обладают способностью иногда выпадать из поделки во время работы.
Для резчика по дереву хвойные породы удобны своей доступностью: благодаря их широкому распространению как материала в строительстве, в изготовлении бытовых поделок можно легко найти и нужную заготовку для резьбы.
Однако у сосны и ели есть и существенные недостатки, которые ограничивают область применения их в резьбовых поделках: колкость древесины и ее полосатая текстура.
Поэтому лучше всего использовать сосну и ель для резьбы с крупными элементами, для поделок крупногабаритных или занимающих большие площади. Это домовая резьба, декоративные панно на стенах общественных помещений, резьба в садах, парках.
В этом случае их недостатки или блокируются, или превращаются иногда даже в положительные качества. Так, контрастные полосы делают большие поля резного панно более выразительными, они часто подчеркиваются обжигом, тонированием.
Удобна хвойная древесина и для прорезной резьбы, рисунок или орнамент которой смотрится как силуэт (см. рис. 65).
Но и на ровной поверхности резьбовой поделки резчик с опытом умело использует полосы хвойной древесины. Они превращаются, например, в интересный рисунок на ровной кривой и полированной поверхности вазы.
Крупнослоистая яркая хвойная древесина не подойдет для выполнения маски (под маской здесь понимается скульптурное изображение лица) женщины или ребенка, но иногда может придать дополнительную выразительность лицу старого человека.
Те же контрастные полосы ели или сосны способствуют декору простой, условной или ритуальной маски крупных размеров или маски несложной формы.
Не мешает текстура хвойной древесины и маске женщины на рис. 39, где она выполнена стилизованно и является частью орнамента.
Здесь текстура древесины удачно использована, вносит поэтичность в изделие, поделка интригует зрителя: из целого ли куска древесины все это сделано? Именно рисунок слоев дерева обобщает композицию и отвечает на вопрос утвердительно.
На рис. 40 мы видим, как мастер обыгрывает слоистую структуру хвойного дерева, использует его как материал камеи: лепит форму, увязывая ее со светлыми и темными полосами древесины.
Очевидно, большинству резчиков начинающих, да и сравнительно опытных, придется иметь дело с хвойной древесиной: именно она может выручить, когда нет другой, более соответствующей заготовки, особенно крупногабаритной.
Об этом говорят примеры поделок, изображенных на рис. 67 и 24. Поэтому ель и сосну как материал для резьбы стоит изучать досконально, составляя для себя заметки о ее свойствах.
В одном и том же лесу можно встретить различные сосны, которые отличаются и по внешнему виду, и по свойствам древесины. Так, сосна, выросшая на сухом высоком месте, имеет более твердую, плотную древесину, текстура которой будет также с плотными, узкими кольцами (вспомним хотя бы корабельную сосну). А сосна, выросшая в низком, иногда заболоченном месте, обладает более мягкой древесиной.
Встретившийся среди молодых деревьев могучий, толстый ствол засохшей сосны говорит о том, что она росла когда-то одна.
Древесина ее в сердцевинной части будет с красивым спектром широких годичных колец. А внешние слои, относящиеся к тому времени, когда дерево встретило помехи роста, будут отмечены аномалиями: свилеватость в местах заросших старых сучков и повреждений; засмолки (участки, пропитанные смолой) — результат затянувшихся ран; смоляные кармашки — также пропитанные смолой части годичных колец.
Еще интереснее сличить отдельные признаки ели и сосны. Некоторые оригинальные свойства сосны приводятся ниже на основании опыта автора книги.
Обычно сосна или ель легко режется, пилится и стругается. Но долго стоявшая (сушняк) сосна или лежавшая в сухом виде режется трудно, иногда крошится. При падении заготовка или поделка часто раскалывается.
В некоторых местах древесина лежавшей сосны, особенно если началось ее частичное загнивание, режется с необычайным трудом, мнет жало лезвия.
Такую древесину почти невозможно резать полукруглой стамеской поперек волокон, приходится с одновременным нажимом на стамеску поворачивать ее вокруг’ продольной оси — создавать более эффективное режущее движение лезвием. Надежда в этом случае на стругание ножом из крепкой стали под углом 45° к направлению волокон.
Особенно резчику по дереву нужно избегать таких участков на древесине сосны, где началось уже расслоение: смолистые слои стали совсем твердые, а мягкие перегорели. Под ножом такая древесина не режется, а только мнется, пружинит и ломается.
Также надо избегать при выборе древесины и тех участков на стволе сосны, которые от долгого лежания дерева на земле изменились в цвете, потемнели, хотя внешне они и не похожи на гнилые.
Во влажном состоянии такая древесина кажется прочной, годной для обработки, удар топором по этому месту звонкий.
Но после высыхания эта древесина совсем не режется, инструмент от нее тупится, и, как ни бейся с такой древесиной, ее все равно придется заменить на вставку от здорового дерева.
В связи с этим полезно обратить внимание резчика на то обстоятельство, что «мягкий» и «легко режущийся» инструментом материал не всегда совпадающие свойства. Так, например, кожа служит для правки лезвия ножа (этим пользуются и резчики по дереву) или опасной бритвы.
От резания кожи, материала более мягкого, чем дерево, нож тупится сильнее. Резец токарного станка от древесины тупится больше, чем от стали.
Рассматривая сходные признаки сосны и ели, резчику надо учитывать, что контрастность годичных колец этих пород дерева со временем уменьшается, древесина приобретает обобщенный глубокий охристый тон.
Если при выполнении поделки резчик чувствует, что контрастность полос разбивает общий вид, мешает восприятию поделки, то этот недостаток со временем уменьшится или совсем исчезнет.
И наоборот, в том случае, когда контрастные годичные кольца используются для дополнительного декора изделия, достигнутый эффект уменьшится после выдержки древесины на свету.
Обратим внимание резчика по дереву и на то, что не все полезные качества ели и сосны используются на практике для декоративной отделки резьбового изделия. Очевидно, причиной этого является доступность и изобилие материала, что вызывает недостаточное уважение к нему. Более внимательное изучение наших хвойных пород показывает широкие возможности их использования.
Замечено, например, что самый теплый тон (имеется в виду желтый и оранжевый тона) среди применяемых в резьбе пород деревьев дает выдержанная сосновая древесина.
Отдельные просмоленные участки сухой сосны, стоявшей в лесу в течение длительного времени, напоминают янтарь. Такая древесина сохраняет свою форму и твердость, не размягчается от тепла.
Из нее хорошо делать бусы, ягоды, декоративные вставки в интарсии. Автор провел опыт по собиранию просмоленных кусков сосновой древесины, изготовил из них виноградную кисть, набранную из точеных ягод.
Выдержанная на солнце и покрытая лаком, она действительно казалась янтарной, причем отдельные ягоды просвечивали, как виноградные. Даже полосы годичных слоев в этом случае можно использовать с выигрышем в декоре при определенной ориентации слоев древесины и повороте точеной ягодки.
Наиболее подходящие просмоленные места в стволе сосны для такой цели — это сучки, идущие внутри ствола, и места ранений дерева (засмолки) .
Просмоленные части сосны не следует перед покрытием лаком промасливать: от этого они тускнеют, сереют, приобретают вид обычной сосновой древесины, только более желто-коричневого цвета. Здесь сказывается тот фактор, что смола (живица) в масле растворяется.
Подобную темно-охристую кисть целесообразно сочетать в орнаменте с более светлыми листьями из той же сосны, но выполненными из середины ствола.
Для листьев можно использовать и наборную резьбу, ориентируя полосы годичных слоев составных деталей листа как прожилки листьев, а также варьируя рисунок прожилок шириной полос, зависящей от направления плоскости обработки листа к годичным кольцам. Для главных прожилок выигрышно сделать врезки из темного шпона.
Сердцевина старой большой сосны с крупными годичными кольцами красива в продольном разрезе и вдоль и поперек колец, имеет янтарный оттенок, похожа на лимонное дерево.
Особенно желтеет эта древесина, когда поделка из нее выдержана на солнце и воздухе в течение одной-двух недель, затем промаслена и снова выстояна на солнце. Контрастность годичных полос при этом смягчается, общий охристый тон углубляется, обобщается.
Из сердцевины сосны можно выделить участки светлых колец для поделки из них желтых ягод, желтых вставок для интарсии.
В отличие от ели сосновая древесина характерна переплетением волокон ствола с волокнами отходящих от этого ствола сучков, что дает в разрезе интересный рисунок. Этим пользуются в последнее время некоторые резчики для изготовления точеных или многогранных ваз, подставок под канцелярские принадлежности.
В качестве заготовки для такой поделки применяется так называемая мутовка — часть ствола с ответвлениями. Чем больше в данном месте отходит от ствола сучков, тем интереснее получится рисунок на поделке.
Резьбовое изделие может быть выполнено и из одной мутовки, и из набора, где несколько небольших мутовок предварительно склеиваются послойно по плоским обработанным поверхностям и при самой различной их ориентации друг к другу.
Понятно, что в данном случае на передний план в технологии выступает подгонка склеиваемых поверхностей, т. е. наличие машинной обработки предпочтительно.
Еще более интересные поделки с применением свилеватой сосновой древесины можно получить способом обклейки изделия слоями такой древесины. Это может быть не обязательно точеная или многогранная ваза.
Ручной подборкой и подгонкой по кривым, изогнутым швам удается получить изделие любой формы, причем отдельные детали могут быть цельнорезными из такой же сосны или контрастной ей по цвету древесины, из липы, березы например.
Для вазы такими деталями могут стать: крышка, ручка, донце (основание), накладной орнамент и др. (на рис. 44 в таком решении выполнена ваза, но из другого материала).
При обклейке поделки слоями сосновой древесины с использованием замеса опилок на столярном клею не обязательна точная подгонка стыков кривых поверхностей, так же как и в просветы швов между деталями обклейки можно вставить дополнительную деталь любой формы и любого размера, но с соблюдением гармонии рисунка древесины.
Рис. 44. Ваза (клееный слоистый шпон, липа, бронза) |
![]() |
Интересно ведет себя сосновая древесина, которая под влиянием заболевания приобрела красноватый, иногда ярко-красный оттенок. Эти покраснения попадаются в различных местах ствола.
В результате опытов, проведенных автором с такой древесиной, выяснилось, в одном случае, что промасленная и выдержанная древесина постепенно утратила полностью красивый оттенок, превратилась в обычную древесину.
В другом случае такое покраснение было выявлено в крупном стволе долго стоявшей сухой сосны. Под действием света и масла эта древесина при незначительном потускнении красного оттенка приобрела резко выраженную контрастность годичных колец, при этом смолистые слои стали темно-красными, текстура древесины сделалась исключительно нарядной, декоративной.
Особенно выигрышно превратить такие кольца (полосы) в широкие, сориентировав форму обрабатываемой поверхности почти по направлению годичных колец сосны.
Обратим внимание читателя и на тот факт, что длинные тонкие корни сосны обладают исключительной гибкостью, применяются для художественного плетения. Это свойство может взять на вооружение и резчик по дереву, когда гнутая деталь получается удобней и надежней в резьбовом изделии (ручка небольшой вазы, хвост обезьяны, например).
Береза
Береза. Самая светлая из известных пород древесина, что учитывается и в маркетри, и в интарсии, и в резьбе по дереву. Древесина березы однородная, мелкоструктурная, хорошо режется.
Применять ее удобно для мелких поделок, так как береза реагирует на температуру и влажность воздуха и в больших массах может коробиться.
По тем же причинам резьбовые вещи из березы лучше промасливать кругом растительным маслом, которое благодаря своей медленной высыхаемости успевает проникнуть глубоко в древесину. Масло защитит древесину от влаги.
При умеренной естественной сушке береза не трескается (кроме мелких трещин с торца), поэтому березовый чурак можно сушить ошкуренным. На открытом воздухе древесина березы быстро загнивает, если даже она защищена от дождя.
Красивые резные поделки можно сделать из комля березы, особенно в местах перехода кряжа в корни.
Текстуру такой древесины с эффектными муаровыми разводами выгодно использовать в полированных ровных поверхностях, например в углублении чаши вазы, иногда с интарсией другими породами монотонного темного дерева или с врезанными участками маркетри.
Обычная ровная и полированная древесина березы обладает способностью по-разному отражать свет в зависимости от направления волокон по отношению к нему. Цвет ее изменяется при этом от сдержанного сероватого до ярко-светлого, когда проявляется блеск древесины.
Этим пользуются маркетристы для вариации цвета и оттенков.
Например, из одного и того же листа березового шпона можно получить и небо, и облака на нем. Если мелкими кусочками шпона различной формы обклеить поверхность поделки, то получится интересный, мерцающий фон.
Последнее свойство полезно взять резчику на вооружение: это способ закрыть дефекты древесины или допущенные изъяны в резьбе, например на поверхности вазы, даже кривой формы.
Облицовку такой поверхности можно сочетать со вставками рисунков из других пород дерева, т. е. применить метод маркетри или интарсии (см. рис. 70).
Указанное свойство березовой древесины (особенно в силу того, что она очень светлая) имеет и отрицательные последствия: ее нельзя соединять из двух кусков, так как шов будет заметен, стыкуемые части станут отличаться друг от друга; нельзя делать вставки и замазывать шпаклевкой изъяны на древесине.
Например, на столешнице (см. рис. 24) для того, чтобы сделать тон переплетающейся ленты однородным, пришлось отказаться от облицовки столешницы по методу маркетри (от выполнения этой ленты в состыкованном виде), а применять более трудоемкий метод интарсии: вырезать на ровном поле столешницы, покрытой обычной многослойной фанерой, весь верхний шпон, кроме рисунка орнамента из ленты, и на это место вклеивать шпон другого цвета.
Рис. 24. Столик на витой подставке. Резьба, интарсия (тонир. сосна, акажу, лимонная и другая древесина). Фрагменты столика | ||
![]() | ![]() | |
![]() |
Липа
Липа. Имеет очень легкую, мягкую древесину, легко режется острым ножом (тупой нож мнет некоторые рыхлые места в древесине). По шкале твердости из 50 европейских и экзотических пород древесины липа является самой мягкой породой.
Поэтому она широко используется профессиональными резчиками для изготовления различных поделок.
При наличии опыта и острого инструмента резьба по липе не требует больших усилий, возможность срезать ножом значительные объемы древесины позволяет часто обходиться в резьбе небольшим количеством инструмента.
Она хороша для геометрической резьбы, для мелких поделок: полочки, подставки, рамочки (см. рис. 6).
Для солидных работ рельефной резьбы и для скульптуры лучше липу не применять: она легко ранима и от ударов, и от случайного срыва стамески, а заделки изъянов светлый тон и нежная текстура липы не допускают.
Рис. 6. Рамка из чертежной доски (липа) |
![]() |
Если резчик решится использовать старую чертежную доску, которая, как правило, изготовляется из липы, то нужно учитывать, что годными для резьбы могут быть только участки, где не были вдавлены кнопки.
Место от острия кнопки после обработки будет выделяться пятном на светлом фоне липовой древесины.
Искусственная заделка таких мест тонированной замазкой также не даст результата: даже тщательно подогнанный цвет заделки будет заметен при определенном освещении.
Вообще, соприкосновение любой древесины с железом приводит к ее потемнению, а при длительном контакте некоторых пород дерева с железом — к почернению.
Бук
Бук. Имеет мелкотекстурную древесину, распознать его среди других пород дерева легко по коротким темным штрихам на продольном срезе древесины, как будто нанесенным тонким пером с коричневой тушью густо и равномерно по всей поверхности.
Режется бук очень хорошо, хотя сухая древесина крошится и колется в мелкой резьбе при работе резцом (даже ножом) поперек волокон. Этот недостаток можно уменьшить легким смачиванием того участка, который обрабатывается.
Но делать это нужно очень аккуратно, так как бук сильно гигроскопичен, набухает от влаги, коробится.
Если намочить всю обрабатываемую поверхность, то буковая планка изогнется до полной потери своей формы. Поэтому перед смачиванием нового места нужно дать высохнуть старому.
Бук хорош тем, что может выручить на первых порах начинающего резчика, когда у него нет в запасе подходящего материала. Резчик должен так продумать конструкцию своей поделки, чтобы использовать в ней паркетные планки или детали от старой мебели, которые следует запасать заранее: ножки от стола, дощатый настил в детской кроватке, там же — угловые стойки, круглые палочки решеток.
Так, например, выполнена рама, приведенная на рис. 16. Сосновый каркас этой рамы облицован дощечками, частично резными, взятыми от настила детской кроватки (пояснения даны к описанию поделки).
Буковое изделие нужно защитить маслом (лучше) или лаком со всех сторон, чтобы предотвратить случайное попадание на древесину влаги и порчу поделки из-за коробления.
Дуб
Дуб. Древесину дуба лучше не рекомендовать начинающему резчику для выполнения резьбовых изделий: порода эта скромная по цвету, твердая и пористая, хотя режется не хуже других твердых пород дерева.
Правда, автору этих строк попался однажды вид древесины дуба, который обладал удивительной способностью тупить инструмент (всего насчитывается около 450 видов дуба). Но главным образом из-за пористости на дубовой поверхности не получается чистая резьба, особенно миниатюрная.
Еще больше хлопот с отделкой поверхности резьбы. Приходится применять порозаполнитель или восковую мастику для полировки.
Преимущества дуба — в долговечности и стойкости к влаге, что интересно для резьбы, предназначенной к экспонированию на открытом воздухе, а также в красивом рисунке на продольном разрезе, что используется для декоративной отделки мебели.
Мелкие поделки из дуба (рамочки, полочки) при матовой отделке и гладких поверхностях тангенциальных (по годичным слоям) разрезов смотрятся хорошо, но это уже, скорее, не резьба.
Для резьбы крупных форм дуб подходит и даже имеет некоторые преимущества по сравнению с другими породами дерева. Например, настенные резные панно, выполненные Петром I, были из дуба.
Очень хорош для интарсии и маркетри мореный дуб как «натуральное» черное дерево, но это — редкость. Найти мореный дуб можно только случайно. В нашей средней полосе России реки часто меняют русло, подмывая то правый, то левый берег.
В таких случаях возможно вымывание из берега затонувших когда-то при сплаве деревьев, в том числе и дуба, который за это время стал мореным.
Деревянные дубовые конструкции и детали затонувших кораблей — это уже мореный дуб. Забитые когда-то дубовые сваи, защищавшие от размыва берег озера или реки, также мореный дуб. Даже доски от старых пивных или винных бочек тоже стали мореными и могут быть использованы мастером по дереву.
Однако сделать дуб «мореным» можно и искусственным путем. Замечено, что от пули, попавшей во время войны в дерево, древесина в этом месте сильно темнеет. По этому же свойству, если положить на несколько недель в какую-либо тару пластинки дубового шпона, пересыпанные слоями влажных железных опилок, они потемнеют, причем дадут интересную расцветку.
Наверное, на этом же принципе базируется дошедшее из давних лет упоминание о том, что для придания дубовой поделке темного цвета ее помещали в расплавленный свинец. Автор книги испытал указанный способ на небольшой резной поделке из дуба.
Металл из смеси свинца (основная часть) и олова для достижения более низкой температуры плавления в железной банке был расплавлен на электроплитке. В банку были утоплены с упором (дерево легче металла) поделка из дуба и пробные палочки из сосны.
Через 5—7 минут поверхность резьбы дубовой поделки стала черной, причем черный цвет проник на глубину около 2 мм.
Никаких изменений формы, обугливания граней резьбы или уменьшения твердости поверхности не было обнаружено. После покрытия маслом поверхность дубовой поделки имела приятный, равномерно распределенный черный цвет.
Сосновые палочки потемнели через 3—4 минуты, но по выделявшемуся слабому дыму и крошившейся от пробы ногтем поверхности было видно, что поверхность эта обуглилась. Очевидно, способ этот пригоден для изменения цвета поделок из любой древесины, но для дуба он подходит больше. Надо только следить, чтобы воздух в углублениях резьбы не мешал контакту древесины с металлом.
Груша
Груша. Это нежная, тонкоструктурная древесина. Особенно красива в мелких поделках и в сочетании с другими породами дерева (интарсия, смешанная техника резьбы).
Резчику полезно держать про запас колодки и полотна старых рейсшин, изготовлявшихся когда-то из грушевого дерева.
При выполнении резных деревянных рам внутренняя окантовка из грушевого дерева (долевые полоски от рейсшины) бывает очень кстати в сочетании со многими породами дерева как светлых, так и темных тонов. Выполняется она легко, а смотрится благородно.
Груша требует аккуратной резьбы, при силовых приемах дает сколы, причем не вдоль волокон и не прямолинейно.
Из груши, например, выполнен витой кант на столешнице (см. поделку на рис. 24). Для резчика лучше подходит древесина дикой груши, она более вязкая, почти не трескается.
При легком тонировании краплаком (художественная краска) груша удачно имитирует красное дерево, а с помощью туши ее можно превратить в искусственное эбеновое (черное) дерево.
Рис. 24. Столик на витой подставке. Резьба, интарсия (тонир. сосна, акажу, лимонная и другая древесина). Фрагменты столика | ||
![]() | ![]() | |
![]() |
Клен
Клен. Имеет много разновидностей. Все породы в основном светлых тонов, твердые, тяжелые, текстура древесины однородная, с мелкими блестками. Клен режется с усилием, но резьба получается чистой, поверхность ее хорошо обрабатывается.
В этом смысле светлая древесина клена служит заменой липе как более мягкому и мнущемуся материалу или березе как колкому и гигроскопичному.
Наиболее широко применяется в резьбе клен сорта явор, имеющий слегка желтоватую древесину. У маркетристов в большом почете клен «птичий глаз», получивший такое название за пятнистый, красивый рисунок с блестками, за интересные разводы в текстуре.
Так же как и карельская береза, клен «птичий глаз» применяется для декора ровных гладких поверхностей. В этом назначении он используется и резчиками по дереву.
Из клена, как древесины твердой и вязкой, делаются колодки для рубанков и фуганков или для подошв к ним. По сопротивляемости на вмятие и скалывание клен наряду с грабом и ясенем уступает только акации.
Можжевельник
Можжевельник. Применяется для мелких поделок, имеет красивую, красноватую, иногда полосатую и волнистую текстуру, несколько темнее ели и сосны. Древесина тяжелая, большой плотности (превышает плотность кедра в 1,5 раза), однородная, гибкая, нетвердая, удобная для резьбы.
Не набухает при намокании и почти не уменьшается в объеме при высыхании.
Эти качества в сочетании с приятным запахом ставят ее в выигрышное положение по сравнению с другими породами при выполнении бус, брошек, наборных браслетов, гребенок и шпилек для волос, подставок для чайника (при нагревании древесина дает приятный смолистый запах).
Кстати, запах можжевельника очень стойкий, даже пролежавшие тысячелетия под землей изделия из можжевельника сохраняют свой характерный запах.
Текстура можжевельника особенно красива в поперечном срезе, вследствие чего слоями поперечного среза с распаренного можжевельника (в горячей воде в течение 4—5 часов) некоторые мастера обклеивают деревянные изделия или просто используют такие пластинки для изготовления шкатулок, например.
Можжевельник как растение имеет много других полезных качеств, находится под охраной.
Спиливать для поделок можно только сухие ветки и корни. Из можжевельника (наряду с кедром) изготовляются карандаши, что также может учитывать резчик при работе с мелкими поделками или интарсией.
Ольха
Ольха. Легкая, мягкая и вязкая древесина. Очень хорошо режется, при резьбе не колется, не хрупкая, не трескается при сушке. Торец древесины обрабатывается хорошо и может быть использован для лицевой стороны поделки.
Ольху особенно выигрышно применять в мелких, миниатюрных поделках, например в интарсии, где требуются вставки желтого цвета.
Свежесрезанная белая ольха (всего в СССР произрастает около 15 видов ольхи) быстро желтеет, вплоть до оранжевых тонов, но затем ярко-желтый цвет тускнеет, древесина сереет, хотя торец остается достаточно желтым.
Сухая древесина в расколе и в поперечном разрезе также ярко-желтым цветом не обладает, но под маслом или лаком снова приобретает хотя и не такой яркий, как в свежем срезе, но достаточно интенсивный, равномерный тон, отличающий ее этим от других пород дерева.
Особенно насыщенный желтый цвет под действием лака приобретает ольха с торца.
В сочетании с другими полезными свойствами ольхи — ее вязкостью, однородностью и монотонностью — желтый цвет позволяет резать из ольхи мелкие желтые детали, например цветы для интарсии на торце круглой палочки (см. рис. 27).
В этом она может соперничать, пожалуй, только с яблоневой древесиной или со смолистыми участками сосны.
Очевидно, ольха будет хороша для изготовления маски (лица) в мелкой скульптуре, хотя в древесине ольхи надо избегать попадающихся иногда темных кольцевых прослоек.
В имитации красного и черного дерева ольха похожа на грушу.
Рис. 27. Декоративная тарелка. Резьба, интарсия (различные породы дерева). Фрагменты тарелки | ||
![]() | ![]() | ![]() |
Орех
Орех. Из его 15 видов только два произрастают в СССР: грецкий (или кавказский) и малораспространенный маньчжурский орех. Не надо путать указанные виды ореха с теми кустарниковыми зарослями в средней полосе России, которые называются орешником, или лещиной.
Древесина свежесрубленного грецкого ореха светлая, но в изделии она темнеет, становится коричневатой, с оттенками в красное и желтое. То же происходит и с выдержанной древесиной.
Маньчжурский орех имеет красивое серебристое свечение. Орех хорошо зарекомендовал себя в резьбе мелкой, тонкой, высокохудожественной.
В отдельных местах древесина некоторых видов импортного ореха бывает совсем темная, почти черная.
Применяется такой орех главным образом в виде шпона для отделки мебели.
В маркетри ореховый шпон ценится не только за самый темный цвет естественной древесины, но и за необычайную мягкость, нежность, позволяющую его легко резать во всех направлениях, изготовлять из него любые мелкие фигурные вырезки, кривые линии веточек, не боясь их раскола (особенно по влажному шпону). Так же ведет себя древесина ореха и в резьбе.
Капы
Капы. Кап — это болезненный нарост на дереве, появляется он на многих деревьях, достигает по весу до тонны. В разрезе напоминает мрамор. Рисунок расположения перекрученных волокон, завитков и узлов (следствие скопления «спящих» почек) у капа всегда очень красив на его ровной полированной поверхности разреза, для каждого капа он индивидуальный.
Особенно красив кап тех пород дерева, которые имеют полосатую текстуру древесины или контрастные сочетания цветов, например сосна, но встречается он редко.
Как материал для резьбы кап интереса не представляет: резная (изрезанная) поверхность и пятнистая, полосатая текстура капа будут мешать друг другу. С одной стороны, не станет смотреться рельеф резьбы, с другой — исчезнет рисунок разводов, переплетений и самого капа.
Автор книги сделал попытку вырезать скульптурную поделку (рис. 7) из березового капа.
Даже для лица старого человека кап оказался слишком пятнистым материалом, пришлось темные вкрапления и ямочки закрашивать тонированной мастикой.
Рис. 7. Композиция для декора двери. Резьба, чеканка, тонирование (березовый кап, липа, бронзовая фольга, многослойная фанера) |
![]() |
Капы очень хороши для поделок с ровной или слаборельефной поверхностью, да и то с оговоркой, так как настоящая область применения капа — это изготовление из него лущеного шпона (ножевой однослойной фанеры) для отделки деревянных изделий.
Именно из-за этого кап ценится наравне с карельской березой на вес или квадратные дециметры площади шпона.
И переводить древесину капа на стружки и опилки нецелесообразно. Только из мелких кусков капа, которые нельзя пустить на шпон, изготовляют такие небольшие поделки, как браслеты, бусы, брошки, шахматы, чашечки, настольные канцелярские приборы.
Резчик по дереву может заинтересоваться капом для изготовления такой поделки, где ровная поверхность капа сочетается с рельефной резьбой из другой древесины и, очевидно, контрастной по цвету: для березового капа, например, красное дерево или темный орех (импортный), для орехового капа — береза, липа.
Наверное, неплохо будет смотреться и настольная или настенная тарелка из капа с прорезной резьбой по краям и, еще лучше, с темным по общей тональности набором из маркетри на дне тарелки (см. аналогичную поделку, облицованную карельской березой, на рис. 27).
Рис. 27. Декоративная тарелка. Резьба, интарсия (различные породы дерева). Фрагменты тарелки | ||
![]() | ![]() | ![]() |
Недопустимо из-за капа валить целое дерево. Срезать кап с дерева также нецелесообразно, если он огибает ствол, так как в этом случае будет испорчена самая полезная для резьбы часть капа, да и сам кап будет рассечен.
Только в тех случаях, когда спиливанием можно отделить весь кап, есть смысл этим воспользоваться: аккуратное отделение капа как болезненного нароста не причинит вреда взрослому дереву.
Наиболее реальный источник приобретения капа для домашнего мастера — это лесозаготовки и предприятия по распиливанию древесины, где капы могут попасть в отходы. На лесозаготовке можно встретить и так называемый капокорень, т. е. нарост на корнекомлевом узле (практически на пне спиленного дерева).
Заметим, что срез тополя или березы в месте перехода ствола в корни, даже и не будучи пораженным капом, часто имеет очень интересную свилеватость. Древесина переплетения разветвляющихся волокон корней сочетается здесь с прямой и спокойной древесиной ствола, что может быть использовано резчиком иногда с неожиданной выдумкой: разводы текстуры и свилеватость — для ровной поверхности, а прямослойная древесина — для резьбы (прорезной, горельефной, скульптуры).
Применение такой древесины для изготовления чаш и ваз с переливающейся, как бы перламутровой поверхностью, стало традицией многих резчиков. Конечно, еще интереснее использовать с этой целью капокорень.
Хранить кап лучше в затемненном месте, так как на открытом воздухе от дождя и солнца он может растрескаться. Домашнему мастеру по дереву для использования капа лучше распилить его на пластинки или небольшие по объему заготовки для предполагаемых поделок.
С целью ускорения последующей сушки (см. далее), а также для придания более высоких качеств (вязкость, золотистый цвет, нерастрескиваемость) каповые заготовки надо проварить в течение 5—6 часов.
Кроме этого, народные умельцы прошлых лет после вываривания заготовок капокорня выдерживали их в жарко натопленной печи. помещенными в чугун в перемешку со слоями влажных березовых опилок в течение суток. Эта операция повторялась три-четыре раза до получения золотистого цвета капа.
Карельская береза
Карельская береза. Как мы уже упоминали, карельская береза в разрезе похожа на березовый кап, а в наиболее интересных по рисунку местах также напоминает мрамор. Она и по общему тону теплее (охристее) обычной березы.
При рассматривании отдельных листов шпона карельской березы поражаешься необычайному их разнообразию по рисунку. В отдельных местах волокна древесины направлены вдоль ствола, но обязательно хоть с небольшими, но изгибами, по всему полю разбросаны продольные, а то и поперечные или кривые пятнышки-блестки.
Но вот постепенно общий тон сгущается, слои древесины и волокна закручиваются, переплетаются, больше светлых блесток и контрастирующих с ними темно-желтых пятен и вкраплений, которые вдруг обводятся коричневой каемкой, образуя вытянутые листики неправильной формы, скобочки, галочки, пятнышки, точки — тоже коричневые, в отдельных местах они почти черные, но небольшие, не вносящие дисгармонию в общий хоровод цвета и пятен, а только с ними контрастирующие.
Иногда карельская береза образует «бурное море с волнами и какими-то предметами», качающимися на волнах, а то появляется «горный пейзаж с камнепадом» (темные вкрапления).
Пожелай маркегрист или резчик облицевать шпоном карельской березы столешницу или даже шкатулку, ему придется иметь много кусков шпона, чтобы добиться однородности поля, стыковки рисунка и текстуры волокон, и все равно такого плавного перехода не получится, как в натуре.
Значит, монтировать поле столешницы лучше, создавая фон по кускам, разделенным каким-либо орнаментом, линиями (см. рис. 24) или искусно стыкуя куски по кривым, изогнутым линиям.
Рис. 24. Столик на витой подставке. Резьба, интарсия (тонир. сосна, акажу, лимонная и другая древесина). Фрагменты столика | ||
![]() | ![]() | |
![]() |
Вот так в тонких слоях (в шпоне) нужно «собирать» воедино, «сгущать» природную красоту карельской березы. Нельзя из нее резать, переводить такую древесину на стружки, на опилки. Ее разделывают только струганием на шпон в распаренном состоянии.
Карельская береза — это государственная ценность, находится не только под особой охраной, но и под внимательным наблюдением и изучением.
Если в начале этого века из последнего уцелевшего места произрастания карельской березы — из Белоруссии — вывозили еще до ста вагонов отборной древесины в год, то перед войной были всего две искусственные плантации, которые во время войны погибли. Сейчас каждый выявленный экземпляр карельской березы на учете.
Мы приводим эти данные для того, чтобы у резчика по дереву не поднялась рука срубить карельскую березу, а вот меры к ее размножению — задача патриотическая. Поэтому укажем и другие сведения о карельской березе.
До сих пор науке не ясно, что собою представляет карельская береза: болезнь ли это древесины, как у капа, или это новый вид березы, новая форма. Произрастает она повсюду, где растет береза вообще, и не только у нас, но и в других странах Европы (скорее произрастала).
Название «карельская» чисто условное. При самоопылении не все березки в потомстве вырастают карельскими, четвертая часть дает обычную березу. При скрещивании с другими видами обычных берез карельская береза воспроизводит от 20 до 60% себе подобных.
Самый надежный путь размножения — это прививка черенков от молодой карельской березы (с ярко выраженными чертами) на молодые березки обычных пород.
Внешне отличить карельскую березу от обычной трудно. Вот приблизительные признаки: растет разбросанно, иногда группами, но вперемежку с другими березами. Кудрявая, невысокая, поделочная часть ствола в заготовках колеблется от 90 см до 3 м. Ствол снизу утолщенный, по диаметру редко бывает больше 30 см; неровности ствола, бугорки, узлы на коре.
Для точного определения (в крайнем случае) — вырезать кусочек коры величиною с туристский значок, вытащить осторожно кусочек так, чтобы не попадал свет на его внутреннюю поверхность, особенно солнечный.
Быстро рассмотреть поверхность обнажившегося ствола: у карельской березы он не гладкий, а в бугорках, морщинах, желобках, чаще направленных вдоль ствола. Вставить назад вырезанный кусочек коры, хорошо прижать и заклеить пластырем, еще лучше — обвязать. Через две-три недели он приживется.
Значит, говоря о карельской березе как материале для резчика или маркетриста, мы имеем в виду шпон этой древесины. Им можно облицевать не только плоскую поверхность, но и цилиндрическую, также коническую небольшой кривизны, если шпон намочить или распарить.
В сочетании с березовым капом резчик может, например, выполнить вазу, если обдумать, как закрыть швы стыковки с помощью декоративных вставок или накладной резьбы из другой древесины.
Понятно, что кап надо использовать в тех местах вазы, где облицовку плоским листом шпона сделать трудно (на так называемых неразвертываемых поверхностях). Не будем упускать из внимания и сочетание шпона карельской березы с похожим иногда рисунком древесины в комле — корневом узле березы.
В заключение отметим, что в перспективе, с приобретением опыта, резчик может использовать шпон карельской березы и для облицовки неразвергываемых поверхностей, практика работы это подтверждает (см. рис. 27).
Рис. 27. Декоративная тарелка. Резьба, интарсия (различные породы дерева). Фрагменты тарелки | ||
![]() | ![]() | ![]() |
Красное дерево
Красное дерево. Исчисляется десятками сортов. Название «красное дерево» для всех пород этой древесины пошло от дерева акажу, или махагониевого дерева. У нас оно называется также «свитенево дерево».
Импортируется к нам из тропических стран. Название «махагониевое дерево» (или «махагони») включает в себя широкий спектр древесины. Акажу, как наиболее ценная разновидность махагониевых пород, идет на художественные и декоративные поделки.
Она имеет светло-серую, иногда зеленоватую заболонь и красную сердцевину.
На обработанной поверхности акажу видны искры (мелкие параллельные штрихи), сгруппированные полосами. Полосы эти чередуются: светлая и темная. Но если посмотреть с противоположной стороны, то светлая полоса превращается в темную, и наоборот.
Так проявляет себя блеск древесины: дерево искрится, живет. То же самое произойдет, если изменить направление освещения.
Этот эффект акажу следует учитывать. Он может быть отрицательным при изготовлении небольшой маски, например, или статуэтки, когда полосы дадут пятна на лице и теле, но может быть и полезен также в маске, только более крупного размера: при перемещении зрителя маска как бы живет, меняясь в оттенках тональности.
В резьбе акажу ведет себя несколько хуже других пород дерева, оно не вязкое, иногда пористое и хрупкое.
После отделки резьбовое изделие из любого красного дерева обязательно потемнеет со временем (правда, низшие сорта акажу бледно-красного цвета не меняют свой тон и иногда даже светлеют).
Никакой лак его от этого процесса не защитит. Данное свойство особенно надо учитывать тем, кто занимается маркетри или интарсией с применением красного дерева.
Поэтому при отделке готового резного изделия из красного дерева лучше покрывать его растительным маслом (подсолнечное масло, сафья) и выставлять на солнце на один-два дня.
Под действием кислорода воздуха и света дерево интенсивно темнеет, приобретает глубокий темно-красный тон. Тогда только его можно отделывать окончательно. о чем будет сказано ниже.
Лимонное дерево
Лимонное дерево — очень благодарный материал, совершенно однородный и монотонный по цвету и текстуре. В этом он напоминает березу или липу, но после выдержки поделка из лимонного дерева приобретает благородный охристо-желтый ток и при хорошей отделке похожа на янтарь.
Понятно, что, говоря о лимонной древесине, мы можем рассчитывать на небольшое его количество для интарсии или инкрустации.
Но случай может свести резчика с возможностью использования ресурсов южных районов нашей страны, где периодически производится вырубка этого дерева.
Мы имеем в виду и многочисленных читателей южных республик СССР, для которых лимонное дерево является родным и близким. Поэтому подчеркнем, что приобрести лимонную древесину — значит обеспечить себя ценнейшим материалом для резьбы по дереву.
Практически лимонное дерево не превышает в сечении 15—20 см, причем в стволе такой толщины нередки внедрения массы древесины серого цвета. Желтый, ярко насыщенный тон имеют чаще всего ответвления от ствола и молодые деревья.
Поэтому, планируя поделку с применением лимонного дерева, можно рассчитывать лишь на небольшие его объемы или на монтаж из отдельных деталей, что применено, например, в овальной раме, показанной на рис. 12.
Рис. 12. Сборная рама из резных деталей (лимонное дерево). Портрет — масло. Фрагменты рамы: роза, соединение звеньев внешнего обода из витой лозы с листом-обоймой | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Дерево это очень плотное, вязкое, хотя легко колется вдоль волокон. Режется удобно и поперек, и наискось. После отделки маслом или лаком в резьбовом изделии торцевые срезы (поперек волокон) более глубокие, желтые, что может быть использовано и при монтаже в резьбе, и при интарсии.
Так, в упомянутой овальной раме виноградные кисти набраны из лимонного дерева, направленного торцом к зрителю, а листья выполнены с долевым расположением волокон. Это придает раме интересную игру желтых тонов, заставляет резчика решать вопрос о цветовой композиции.
В самих же кистях винограда использована разная окраска отдельных участков древесины (взятых от одного ствола, как и от различных стволов лимонных деревьев) — от желтого до почти оранжевого на концах кистей.
Хотя со временем оранжевые оттенки частично потухли до глубоких золотисто-охристых, игра тона все равно осталась.
Следует заметить, что цвет дерева оливы очень близок к наиболее глубоким тонам лимонного дерева и может быть использован в паре с ним в единой тональности, что обогащает цветовую гамму поделки из лимонного дерева.
Среди маркетристов широко употребляется шпон из слоистой хрупкой древесины с яркими желтыми полосами. Этот шпон имеет самый яркий желтый цвет из известных пород дерева. За это получил название в практике маркетри лимонного, или «лимонки».
Иногда и в литературе характеристику этого шпона приписывают лимонной древесине. Отметим, что между указанным шпоном и настоящим лимонным деревом нет ничего общего.
Лимонное дерево с серой древесиной в резьбе выглядит неэффектно, имеет грязный, заплесневелый вид. В теплых тонах самого лимонного дерева и среди другой древесины оно не вяжется, вносит диссонанс.
Эвкалипт
Эвкалипт. Плотная, тяжелая, часто свилеватая древесина, по крепости превосходит дуб и черный орех, но удобная для резьбы во всех направлениях. Благодаря твердости и наличию эфирных масел сухую древесину не трогает жук-древоточец, она почти не гниет.
Большие толщины дерева позволяют планировать любую поделку, даже резную овальную раму можно выполнить из целого куска эвкалипта (см. рис. 19) .
Цвет древесины варьируется от светло-охристого до темно-красного в различных стволах. Иногда и в одном стволе имеются сильные изменения цвета от светлого снаружи до темного в середине.
Также встречается цветовая разница из-за свилеватости дерева, но после обработки маслом и выдержки на солнце тон древесины обобщается, оставляя, тем не менее, желательную игру переходов.
Рис. 19. Резная рама из плоского спила дерева (эвкалипт). Пейзаж — масло |
![]() |
Древесина эвкалипта настолько мелкозернистая и плотная, что позволяет резать на торце ствола: так, например, была выполнена автором скульптурная копия головы Христа (по Микеланджело: «Оплакивание Христа»).
В этом случае тон древесины особенно интересен и глубок, а техника такой резьбы позволяет легче маскировать заделки трещин вставками в торец, что имеет первостепенное значение при выполнении маски (лица).
В СССР произрастает около 30 видов эвкалипта, в основном на Черноморском побережье Кавказа и Крыма, а также в Азербайджане. Эвкалипт выращивают и в домашних условиях как средство от мух и комаров, а также для поддержания стерильности воздуха.
Палисандр
Палисандр. Красивая темно-коричневая древесина с неожиданными переходами от красных и темно-красных тонов к совсем черным.
В плоском срезе и при полировке образует полосатый рисунок, связанный с направлением слоев и волокон древесины, но при резьбе не признает никакого направления волокон: по виду в сколе и структуре напоминает уголь антрацит, так же крошится со сколами мелкими кусками и крошками в любом направлении.
Его приходится отрезать пилой как в поперечном, так и в продольном направлениях.
Палисандр выгодно применять для контраста с другими породами древесины (интарсия, маркетри), а также для мелких поделок с гладкими, полированными поверхностями (например, рис. 42). Хорошо полируется с торца с образованием почти монотонной древесины темного цвета.
Замечены случаи, когда палисандр при работе с ним вызывал аллергию (раздражение и зуд кожи, отеки лица).
Палисандр — дерево Южной Америки.
Рис. 42. Кубик — женское украшение: палисандр, бронзовые чеканные накладки |
![]() |
Из других пород отметим следующие:
Самшит — редкая и ценная порода древесины, необычайно твердая и моноструктурная во всех направлениях. По мнению автора, это лучшая изо всех пород для выполнения лица женщины или ребенка, с очень благородным охристо-желтым тоном с оттенком в оранжевый.
Вишня — также моноструктурная древесина, бордового оттенка, хороша для поделок в миниатюре и инкрустации. Абрикос похож после обработки на кость, цвет его глубоко оранжевый, благородный, текстура ровная во всех направлениях.
Персик и каштан имеют приглушенный красноватый оттенок, шелковица — ярко-желтый. Все эти породы древесины хороши не только сами по себе, но и для работы в маркетри и интарсии.
Как вам поделка?